Третейские суды (документы)

 
Деятельность третейских судов и арбитражных учреждений в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве)»  (далее – Закон об арбитраже) и Законом Российской Федерации от 07.07.1993 г № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»
В арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации споры между сторонами гражданско-правовых отношений, подлежащие рассмотрению арбитражными судами, могут быть переданы на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами спора действующего арбитражного соглашения.
Не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда относящиеся к компетенции арбитражного суда следующие споры:

  • споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • споры о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также споры, отнесенные к подсудности Суда по интеллектуальным правам;
  • дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений;
  • дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • дела о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • корпоративные споры;
  • споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества;
  • споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде;
  • иные споры в случаях, прямо предусмотренные федеральным законом.

Арбитраж (третейское разбирательство) с местом арбитража на территории Российской Федерации может администрироваться постоянно действующим арбитражным учреждением или осуществляться третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).
В Российской Федерации постоянно действующие арбитражные учреждения создаются при некоммерческих организациях. Постоянно действующее арбитражное учреждение вправе осуществлять свою деятельность при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, предоставляемого актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти (в настоящее время – Министерство юстиции Российской Федерации) на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (часть 4 статьи 44 Закона об арбитраже, пункт 53 приказа Минюста России от 20.03.2019 № 45 «Об утверждении Положения о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства»).
Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет депонирование правил постоянно действующих арбитражных учреждений на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2016 № 577 «Об утверждении Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения» и утверждает перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями, который ведется в электронной форме и размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Минюста России (www.minjust.ru).
 
Перечень постоянно действующих (признаваемых постоянно действующими) арбитражных учреждений, получивших  право администрировать арбитраж в Российской Федерации.
 

  • Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
  • Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации;
  • Российский арбитражный центр при автономной некоммерческой организации «Российский Институт современного арбитража»;
  • Арбитражный центр при Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей»
  • Национальный Центр Спортивного Арбитража при автономной некоммерческой организации «Спортивная Арбитражная Палата»;
  • Гонконгский международный арбитражный центр (ГМАЦ) – Hong Kong International Arbitration Centre (HKIAC);
  • Венский международный арбитражный центр – Vienna International Arbitral Centre (VIAC).

Согласно части 13 статьи 52 Закона об арбитраже с 1 ноября 2017 года постоянно действующие третейские суды, не соответствующие требованиям статьи 44 данного закона и не получившие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража.
С актуальной информацией о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения можно ознакомиться на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.minjust.ru) в разделе «Деятельность в сфере третейского разбирательства» на странице «Депонированные правила арбитража».